Фрагмент для ознакомления
2
Маркетинговое исследование - это сбор, анализ и представление данных и информации о предприятии в конкретной рыночной ситуации. Маркетинговое исследование - это сбор информации, ее интерпретация, оценки и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства компании по их заказу. Маркетинговые исследования или информационно-аналитическая поддержка маркетинга являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности. Невозможно отделить информацию и ее анализ от самого маркетинга.
Маркетинговое исследование состоит из сбора и обработки, а также поиска и хранения информации о рыночных процессах и явлениях. Оно включает в себя систематический анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных выводов, адекватных реальности, и, наконец, прогноз дальнейшего развития. В процессе маркетинговых исследований создается информационно-аналитическая база для принятия маркетинговых решений в конкурентной среде. Маркетинг связывает деятельность компании, элементы ее внутренней и внешней среды с системой каналов коммуникации.
Актуальность. В условиях высокой конкуренции компаниям очень трудно выжить, особенно торговым предприятиям, которые не производят уникальную продукцию, но продают неуникальные товары.
Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе и в то же время получать прибыль, необходимо объективно оценивать экономическое состояние компании, важным моментом здесь является оценка спроса на продукцию.
Функционирование любого товарного рынка или торгового предприятия отображается с использованием ряда характеристик, главной из которых является спрос.
Целью данной работы является изучение отношений потребителей к торговой организаций (на материалах ООО «Агроторг» магазин «Пятёрочка»).
Основные задачи работы:
изучить сущность, понятие и роль изучения отношения потребителей в деятельности организации;
рассмотреть уровни изучения отношения рынка (познавательная, эмоциональная, поведенческая реакция рынка);
раскрыть методы исследования потребителей;
представить краткую характеристику магазина;
провести анализ и оценку отношения потребителей к магазину «Пятёрочка»;
разработать пути укрепления отношения потребителей к магазину «Пятёрочка».
Объектом исследования является предприятие ООО «Агроторг» магазин «Пятёрочка».
Предметом исследования является отношение потребителей к торговой организаций.
В ходе работы был использован комплекс методов, направленных на решение поставленных задач, в том числе: анализ научной литературы и материалов официальной статистики, сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов, анкетный опрос, экспертный опрос и включенное наблюдение.
1. Теоретические аспекты изучения отношения потребителей к организаций
1.1. Сущность, понятие и роль изучения отношения потребителей в деятельности организации
На протяжении нескольких столетий качество товаров и услуг приобретало огромное значение во всем мире. Качество продукции и услуг является одним из важнейших показателей деятельности компании, который во многом определяет выживание организации в рыночных условиях, темпы технического прогресса, инноваций, повышение эффективности производства и экономию всех видов ресурсов, используемых в компании. В современных условиях конкуренция между компаниями развилась в основном в области качества предоставляемых продуктов или услуг. В настоящее время высокое качество стало главным условием успеха компаний в конкурентной борьбе на рынке [17].
Кроме того, «качество продуктов и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и намеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. В соответствии с этим организация должна сосредоточить свою деятельность на удовлетворении требований потребителей. Качество оценивается только потребителем и поэтому должно зависеть от его потребностей и желаний. Следовательно, для достижения успеха в своей деятельности организация должна ориентироваться на потребности и желания потребителя, а также выстраивать с ним отношения и управлять ими. Управление взаимоотношениями с клиентами становится наиболее важным в условиях высокой конкуренции.
В такой ситуации необходимо не только производить высококачественный продукт или предоставлять услугу, но и понимать текущие и будущие потребности клиентов, соответствовать их требованиям и стремиться превзойти их ожидания. В связи с этим исследования по управлению взаимоотношениями с потребителями становятся особенно актуальными. Управление взаимоотношениями с клиентами - это комплекс действий, направленных на установление долгосрочных отношений с целевыми клиентами организации для достижения их целей. Согласно стандарту ISO 9000-2015, потребитель - это лицо или организация, которые могут получать продукты, услуги, предназначенные или требуемые этим лицом или организацией. С точки зрения менеджмента качества понятие потребителя немного шире, оно не ограничивается только покупкой товаров или услуг, но и использованием прямых и косвенных результатов работы компании [10].
Потребители делятся на две группы: внутренние и внешние потребители. Внутренние потребители - это те, кто влияет на конечный продукт или услугу организации. Другими словами, это персонал, который, во-первых, пользуется всеми видами услуг, предоставляемых организацией (информационная поддержка деятельности, обучение и переобучение персонала, предоставление социальных льгот) и, во-вторых, является потребителями результатов предыдущего процесса. Персонал организации может выступать в качестве потребителя для одних категорий сотрудников и поставщика для других.
Важность внутренних потребителей очень ценна, поскольку удовлетворенность внешних потребителей во многом зависит от уровня удовлетворенности сотрудников предлагаемыми условиями труда и хорошо сформированных мотивационных установок. Внешние потребители - это частные лица или организации, которые используют результаты бизнес-процессов компании для удовлетворения своих потребностей.
Традиционно внешних потребителей принято называть покупателями, пользователями продуктов или услуг компании. Как внешние, так и внутренние потребители организации делятся на реальных и потенциальных потребителей. Реальные потребители - это те, кто уже совершил покупку или воспользовался услугой, предлагаемой организацией. Потенциальные потребители - это потребители, у которых есть возможность купить определенный товар или услугу, но по какой-то причине они этого не делают. Для того чтобы перевести потенциальных потребителей в категорию реальных, а также добиться устойчивых партнерских отношений с ними, ведущий американский ученый в области управления взаимоотношениями с потребителями А. Пейн ввел понятие «шкала взаимоотношений с потребителями», которая иллюстрирует процесс развития отношений между потребителем и организация [8].
Шкала взаимоотношений состоит из шести ступеней: партнер, пропагандист, сторонник, заказчик, потребитель и потенциальный потребитель. На первых двух ступенях лестницы компания концентрирует свои усилия на поиске новых клиентов. На следующих этапах компания заинтересована в сохранении потребителя и построении с ним долг
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаев, А. Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / Абаев А. Л. , Алексунин В. А. , Гуриева М. Т. - Москва : Дашков и К, 2019. - 433 с. (Серия «Учебные издания для бакалавров») - ISBN 978-5-394-03141-0. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394031410.html (дата обращения: 18.01.2024).
2. Аникеева-Науменко, Л. О. Маркетинговые исследования : учебно-методическое пособие / Л. О. Аникеева-Науменко, О. Г. Евдокимов. - Москва : РУТ (МИИТ), 2021. - 23 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/269510 (дата обращения: 18.01.2024).
3. Евдокимов, О. Г. Основы маркетинга : учебно-методическое пособие / О. Г. Евдокимов. - Москва : РУТ (МИИТ), 2020. - 101 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/175923 (дата обращения: 18.01.2024).
4. Иванова, В. А. Исследования в маркетинге и рекламе : учебное пособие / Иванова В. А. - Москва : Дело, 2019. - 114 с. - ISBN 978-5-85006-183-8. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785850061838.html (дата обращения: 18.01.2024).
5. Клименко, Л. В. Маркетинг в сфере услуг : учебное пособие / Л. В. Клименко. - Ростов н/Д : ЮФУ, 2019. - 110 с. - ISBN 978-5-9275-3130-1. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927531301.html (дата обращения: 18.01.2024).
6. Кощеева, Е. О. Маркетинг в инновационной сфере : учебно-методическое пособие / Е. О. Кощеева, Е. В. Шиколенко, М. А. Федотова. - Москва : РУТ (МИИТ), 2020. - 148 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/175860 (дата обращения: 18.01.2024).
7. Красюк, И. А. Инновационный маркетинг : учебник / И. А. Красюк, С. М. Крымов, Г. Г. Иванов, М. В. Кольган. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2022. - 170 с. - ISBN 978-5-394-04884-5. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394048845.html (дата обращения: 18.01.2024).
8. Липкина, Е. Д. Учебно-методическое пособие по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательной программе «Управление маркетингом и рекламой» : учебно-методическое пособие / Е. Д. Липкина, Т. В. Цалко. - Омск : ОмГУПС, 2021. - 38 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/190213 (дата обращения: 18.01.2024).
9. Логунцова, И. В. Маркетинговые коммуникации. Сборник интерактивных заданий, деловых игр и кейсов : учебно-методическое пособие для вузов / И. В. Логунцова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 52 с. - ISBN 978-5-8114-9035-6. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/183730 (дата обращения: 18.01.2024).
10. Мандыч, И. А. Цифровой маркетинг : учебное пособие / И. А. Мандыч. - Москва : РТУ МИРЭА, 2020. - 75 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/163841 (дата обращения: 18.01.2024).
11. Мансуров, Р. Е. Технологии маркетинга : практикум / Р. Е. Мансуров. - 2-е изд. - Москва : Инфра-Инженерия, 2021. - 184 с. - ISBN 978-5-9729-0675-8. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785972906758.html (дата обращения: 18.01.2024).
12. Москалев, М. В. Маркетинг : основной курс, практикум и наглядные пособия / М. В. Москалев (ред. ). - Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2020. - ISBN 978-5-903090-24-2. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785903090242.html (дата обращения: 18.01.2024).
13. Окладчик, С. А. Маркетинг : учебное пособие / С. А. Окладчик. - Иркутск : Иркутский ГАУ, 2020. - 107 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/183553 (дата обращения: 18.01.2024).
14. Сиганьков, А. А. Маркетинговый анализ : учебное пособие / А. А. Сиганьков. - Москва : РТУ МИРЭА, 2021. - 66 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/171449 (дата обращения: 18.01.2024).
15. Сиганьков, А. А. Маркетинговый анализ : учебное пособие / А. А. Сиганьков. - Москва : РТУ МИРЭА, 2020. - 71 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/167588 (дата обращения: 18.01.2024).
16. Чепаченко, Н. В. Маркетинг: практикум : учебное пособие / Н. В. Чепаченко, С. А. Николихина, Н. А. Половникова. - Санкт-Петербург : ПГУПС, 2021. - 49 с. - ISBN 978-5-7641-1558-0. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/230534 (дата обращения: 18.01.2024).
17. Чернопятов, А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Чернопятов. - 2-е изд. , стер. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 438 с. - ISBN 978-5-4499-0100-2. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785449901002.html (дата обращения: 18.01.2024).
18. Шацкая, И. В. Маркетинг : учебное пособие / И. В. Шацкая. - Москва : РТУ МИРЭА, 2020. - 180 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/167584 (дата обращения: 18.01.2024).
19. Юмашева, И. А. Основы маркетинга : учебно-методическое пособие / И. А. Юмашева. - Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2021. - 329 с. - ISBN 978-5-94047-832-4. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/246524 (дата обращения: 18.01.2024).